История Дома Васнецова
Творчество Виктора Васнецова — это не только его картины, но и его дом. Он построил его по собственным рисункам и прожил в нем со своей семьей 32 года
Виктор Васнецов и Александра Рязанцева, недавняя выпускница Высших женских медицинских курсов, обвенчались осенью 1877 года и через полгода перебрались в Москву. Художнику необходимо было заботиться об удобных квартирах, ведь семья начала быстро расти: в 1879 году родилась дочь Таня, и в течение следующих десяти лет родились еще четверо сыновей. Съемное жилье попадалось неудачное, поэтому до переезда в 1885 году в Киев (где Виктору Михайловичу предстояло расписать Владимирский собор) Васнецовы сменили шесть московских адресов.

Вернулась семья из Киева в Москву в 1891 году вновь на съемную квартиру. Немного позднее, заканчивая в 1893 году работы по росписи Владимирского собора в Киеве, художник набрал достаточную сумму денег для покупки земли и строительства своего дома.
В. М. Васнецов за работой у иконостаса Владимирского собора в Киеве. 1894
Александра Владимировна Васнецова с сыновьями Мишей и Алешей. Киев. 1886
Татьяна Викторовна и Борис Викторович Васнецовы. Киев. 1886
Художник выбрал тихое уютное место, неподалеку от Садового кольца, рядом со старинным подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Строительство велось по собственному проекту Васнецова: он продумал все от архитектурного плана до декора фасадов и убранства комнат. Дом мыслился не просто жильем, он должен был воплотить идею художника соединения искусства с жизнью, он сам создавался как произведение искусства.

Технические вопросы помогал решить молодой архитектор ученик Федора Шехтеля Михаил Приёмышев, строительными работами руководил Михаил Густяков. Материалы для строительства закупались в Москве, дерево – сосну – специально везли из Владимирской губернии.

Работы заняли около года и завершились осенью 1894 года. На карте Москвы появился необычный двухэтажный особняк в русском стиле. Наконец Виктор Михайлович мог порадоваться новоселью: «Живем мы теперь в новой избе, которую выстроили в мое отсутствие, покуда я был в Киеве – каковы москвичи!». Однако не сразу строение обрело окончательный вид. Его фасады оштукатурили и побелили лишь спустя четыре года, тогда же украсили окна наличниками в форме кокошников, и поливными изразцами – фронтон главного фасада и карниз первого этажа.
Счет из склада лесных материалов М. Ф. Мельникова
В. М. Васнецову.
11–27 января 1894
Виктор Михайлович Васнецов с женой и детьми на террасе дома в Троицком переулке. Москва. 1897
По замыслу художника дом должен был быть удобен не только для жизни большой семьи, но и для художественной работы, поэтому первый этаж был отведен под жилые комнаты, второй — под мастерскую.

На первом этаже располагались столовая, гостиная, а также скромно обставленные комнаты жены, дочери и четырех сыновей. На втором этаже разместилась большая и светлая мастерская с высокими шестиметровыми полотками, где художник работал над своими известными произведениями, среди которых «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «Снегурочка», «Царь Иван Васильевич Грозный», а также картины «Поэмы семи сказок».
В доме Васнецова чувствовалась особая атмосфера любви к русскому искусству. Здесь бывали известные художники, писатели, ученые, философы и государственные деятели. Среди гостей — семьи П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова, художники Ап. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, В. И. Суриков, В. А. Серов, писатели А. П. Чехов и А. М. Горький, певец Ф. И. Шаляпин. Федор Иванович Шаляпин в своих воспоминаниях отмечал: «Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом». В доме устраивались литературные чтения, музыкальные вечера, рождественские елки, домашние спектакли.
Виктор Михайлович Васнецов и Василий Иванович Суриков в саду дома
В. М. Васнецова в
з-м Троицком переулке. Москва. 1908
Корчма. Сцена из домашнего спектакля по драме
А. С. Пушкина "Борис Годунов". Москва. Дом В.М. Васнецова в Троицком переулке. 1898
В настоящее время лишь три комнаты — столовая, гостиная и мастерская — сохраняют свой мемориальный облик.

Убранство комнат было продумано самим Васнецовым в соответствии с его глубоким интересом к древнерусскому и народному искусству. Значительная часть мебели выполнена по рисункам В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой, некоторые предметы куплены в кустарных мастерских и антикварных лавках.

Уют столовой создает мебель, выполненная по древнерусским образцам — скамья с переметом, большой сосновый буфет. Часть предметов — стулья и кресло — были выполнены младшим братом художника Аркадием Васнецовым. Самым ярким акцентом в интерьере столовой стала розовая печь, выполненная по рисункам Виктора Васнецова: архитектурный декор, колорит окраски и поливные изразцы придают ей сходство с древнерусским теремом.

Иначе оформлена гостиная или как говорили иногда в семье по-старинному — «парадная зала». В центре комнаты стоит большой стол с раздвижной столешницей, украшенной двуглавым орлом, приобретенный Васнецовым в одной из московских лавок древностей. Также привлекают внимание два дубовых буфета, изготовленные Виктором и Аркадием Васнецовыми в творческом содружестве. Один большой — в виде древнерусского терема, украшенный затейливой резьбой и интарсией. В оформлении второго буфета использованы сказочные зооморфные мотивы.
Мастерская стала воплощением давней мечты художника — просторная и светлая комната с большими окнами, выходящими во двор и в сад. Сюда в 1894 году была перевезена картина «Богатыри». Это произведение сопровождало Виктора Михайловича во всех его переездах. Он брал «Богатырей» даже в Киев, и вот наконец-то картина у себя дома! На нее приходили смотреть друзья-художники, и здесь увидел ее Павел Михайлович Третьяков. Это полотно стало одним из последних приобретений создателя галереи, и заняло свое место в васнецовском зале две недели до смерти Павла Михайловича.

Сейчас в мастерской экспонируются картины, над которыми Васнецов работал на протяжении трех последних десятилетий своей жизни. Особое место среди них занимает живописный цикл «Поэма семи сказок»: «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», «Ковер-самолет», «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Лягушка» и «Баба-Яга».

Художник обладал уникальной работоспособностью. Несмотря на то, что поздний период жизни и творчества Васнецова пришелся на эпоху войн и революционных потрясений, Васнецов не прекращал работу до конца жизни. На рабочем столике до сих пор остались его подлинные кисти, в витринах - иконы и народные костюмы из его собрания. На мольберте — незаконченный портрет его друга Михаила Васильевича Нестерова — последнее произведение, над которым работал мастер.
Виктор Михайлович Васнецов в мастерской своего дома. 1912–1913
Васнецов В. М.

Портрет Нестерова Михаила Васильевича. 1926

Холст, масло.
Васнецов В. М.

Спящая Царевна. 1900–1926

Холст, масло.
Виктор Михайлович прожил в доме 32 года, поздно вечером 23 июля 1926 года на 79-м году жизни и был похоронен на ближайшем Лазаревском кладбище. В 30-х годах прах художника был перенесен на Введенское кладбище. Смерть Васнецова стала большим испытанием для его родных. «Дом наш опустел – точно душа отлетела от него – все тут было «его», носило его отпечаток – страшно коснуться, чего-либо, изменить что-либо. Наше общее желание – все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея», — писал сын художника Михаил. Начало музею было положено в 1927 году организованной наследниками «Посмертной выставкой картин и рисунков Виктора Васнецова». Экспозиция располагалась в мастерской, гостиной и классной (в остальных комнатах продолжали жить родные). В первый же день выставку посетили более 500 человек. На протяжении многих лет она вызывала большой интерес у зрителей и просуществовала до 1933 года.
Фрагмент интерьера мастерской
В. М. Васнецова.
Москва, 1926
Афиша посмертной выставки картин и рисунков
В. М. Васнецова. 1927
После Великой Отечественной войны, в преддверии празднования столетия со дня рождения художника в 1948 году, наследники вновь заговорили о создании мемориального музея. В 1951 году они безвозмездно передали государству земельный участок, дом с обстановкой, произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Началась нелегкая работа по подготовке экспозиции, которая легла на плечи детей художника Татьяны Викторовны и Алексея Викторовича, невестки Зинаиды Константиновны Васнецовой-Соколовой, племянника Дмитрия Аркадьевича, впоследствии ставшим первым директором музея. 25 августа 1953 года состоялось торжественное открытие Дома-музея В. М. Васнецова. В 1986 году он вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» как научный отдел. Сегодня Дом-музей хранит разнообразную и богатую коллекцию: иконы из собрания В. М. Васнецова, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы быта, книги из личной библиотеки художника, подлинные фотографии, письма и документы.
Татьяна Викторовна, Всеволод Аполлинарьевич и Дмитрий Аркадьевич Васнецовы среди друзей и сотрудников музея. 16 мая 1961
Made on
Tilda